Предложения направлять на электронный адрес egorovasvet@rambler.ru
КОНЦЕПЦИЯ
развития социальной сплочённости в Ульяновской области
на период до 2020 года
1. Введение
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Традиционные цели социальной политики, заключающиеся в обеспечении определённого уровня потребления благ и услуг для всех, безусловны, но недостаточны на современном этапе развития России. Ни заметные успехи в улучшении уровня жизни больших социальных групп, ни рост положительной самооценки своей жизненной ситуации отдельными гражданами не приводят автоматически к распространению в обществе таких важнейших социальных ценностей, как доверие, взаимная поддержка, справедливость, безопасность. Названные ценности представляют собой «социальный клей», удерживающий общество вместе в целях осмысленного совместного развития, они востребованы обществом.
До настоящего времени в мире отсутствует общепринятое определение социальной сплочённости, хотя сам термин был запущен в широкий оборот Организацией объединённых наций (ООН) ещё во второй половине 1940-х годов. Существует некое общее понимание, что в данном случае речь идёт о состоянии общества, сплочённом общими ценностями и узами солидарности. В таком обществе отнюдь не исключаются социальные различия и противоречия, однако здесь не допускается слишком большого разрыва между богатыми и остальными слоями населения, а различия и противоречия не перерастают в социальные антагонизмы и потрясения.
Совет Европы, потративший не один год на выработку определения, которое было бы приемлемо для всех его государств-членов, в целом исходит из такого толкования: под социальной сплочённостью понимают способность общества обеспечивать благополучие своих членов, сводить к минимуму неравенство и избегать поляризации общества. Сплочённое общество – это такая община, которая состоит из свободных граждан, выполняющих общие задачи демократическим путём. Социально сплочённое общество - это общество с прочно установившимися правами для каждого члена, общество, где группы и отдельные люди действуют ответственно, социальный диалог принят за норму, институты и законы работают во имя гражданского диалога и активной вовлечённости людей в демократические процессы, превалируют чувства безопасности и уверенности в завтрашнем дне.
Именно это определение берётся за основу при разработке документов и проведении мероприятий необходимых для развития социальной сплочённости на территории Ульяновской области.
Социальная сплочённость – это общепризнанный целевой принцип официальных стратегических документов в социальной сфере ООН, Евросоюза, Совета Европы. Её концепция направлена на смягчение неравенства, избегание поляризации, обеспечение благосостояния для всех. Причина разработки и внедрения этой концепции – уход от разорительной модели «государства социального благосостояния», стремление снять с государства монопольную ответственность за создание и распределение социальных благ, разделить ответственность между государством, бизнесом и обществом.
Социальная сплочённость и солидарность – ценностные ориентиры формирования и реализации государственной социальной политики и деятельности институтов гражданского общества. Включение их в систему целеполагания социальной политики Ульяновской области – это важнейший шаг вперёд.
В Ульяновской области принят ряд пилотных программ, направленных на формирование социальной сплочённости в обществе: «Дети войны», «Старшее поколение», «Помоги собраться в школу».
Социальная сплочённость рассматривается как необходимое условие реализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года.
2. Основные положения и принципы развития социальной
сплочённости в Ульяновской области
Концепция развития социальной сплочённости на территории Ульяновской области опирается на следующие основные положения:
1. Социальная сплочённость возможна лишь при участии граждан в принятии решений, затрагивающих их интересы. В связи с этим стратегический замысел формирования сплочённого общества в Ульяновской области должен опираться на интенсивное развитие гражданского общества и местного самоуправления.
Для достижения социальной сплочённости общества в Ульяновской области органы власти региона должны управлять различиями и разногласиями, создавать условия для достижения благосостояния всеми его членами независимо от места их проживания, в частности, используя механизмы бюджетного выравнивания, инвестиционного развития экономически отсталых муниципальных образований Ульяновской области. Необходимо активизировать деятельность по развитию территориальной организации самоуправления и выведению её на новый качественный уровень.
2. На формирование социально сплочённого общества в Ульяновской области серьёзно влияют проблемы демографии. Перспектива старения общества ставит вопрос об изменении отношения между поколениями, что предполагает продление сроков активного долголетия, а также более раннего включения молодёжи в активную общественно полезную деятельность. Необходимо с помощью региональной законодательной базы изменить политику занятости таким образом, чтобы более пожилые работники и молодёжь не вытеснялись с рынка труда, а стареющие работники и молодёжь без опыта работы обеспечивались подходящими рабочими местами. Необходимо также развивать механизм наставничества, что позволит укреплять связи между поколениями.
3. Социальная сплочённость предполагает развитие институциональной системы социальной защиты людей, зависящих от посторонней помощи, с привлечением средств и ресурсов как из государственных, так и частных источников. Необходимо создавать благоприятные условия для вхождения социально ответственного бизнеса в систему социальной защиты населения.
4. Социальная сплочённость предполагает социальную справедливость в доступности медицинской помощи и равных условиях для сохранения здоровья. Это предполагает обеспечение равного доступа к высокотехнологичной медицинской помощи, обязательное проведение стандартизированных профилактических медицинских мер для всех категорий населения, создание возможностей для ведения здорового образа жизни всеми жителями Ульяновской области.
5. Укрепление семьи и брака для обеспечения социальной сплочённости в обществе, следует рассматривать в качестве стратегической задачи органов власти и местного самоуправления Ульяновской области. Социальное отчуждение гражданина в обществе начинается с неприятия им семейных ценностей и традиций. Необходимо сохранить и продолжить дальше работу по укреплению и поддержке семей в Ульяновской области. Необходимы адекватные экономические механизмы оказания поддержки семьям с детьми, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации. Необходимо добиваться понимания всеми жителями Ульяновской области того, что социальные расходы на семью – это наиболее продуктивные инвестиции.
6. Важнейшим элементом механизма формирования социальной сплочённости является система образования. Без равных образовательных возможностей общество становится не только на путь социальной разобщённости, но и ограничивает свой интеллектуальный потенциал, теряет свою инвестиционную привлекательность. Доступ к образованию должен быть открыт для каждого жителя Ульяновской области в зависимости только от его способностей и предпочтений. Необходимо принять целевую программу по развитию инклюзивного образования в Ульяновской области, формированию кадровой и материально-технической базы для его обеспечения. Особое внимание необходимо уделять расширению образовательных возможностей для детей и молодёжи из социально незащищённых групп и муниципальных образований с невысоким научно-образовательным потенциалом. Необходимо активизировать участие бизнеса в вопросах поддержки образования.
7. Значительное влияние на состояние социальной сплочённости оказывают вопросы обеспеченности жильём. В Ульяновской области обеспеченность жильём составляет в среднем около 20 кв.м. на человека. Необходимо учитывать, что это средний показатель, который скрывает сильную имущественную поляризацию. Необходимы серьёзные меры со стороны Правительства Ульяновской области, органов местной власти, строительного и банковского сектора экономики для наращивания темпов жилищного строительства и удовлетворения потребности граждан в комфортабельном жилье. Для этого потребует изменить градостроительную политику региона. Следует развернуть массовое коттеджное строительство с участием граждан. Каждый житель Ульяновской области должен реализовать своё право на достойное жильё по разумной цене.
Таким образом, создание равных социальных возможностей, преодоление бедности, экономическое и духовное благополучие населения – всё это важные условия для создания сплочённого общества в Ульяновской области. Достижение этих условий подразумевает развитие гражданской активности жителей Ульяновской области. Стимулирование активности населения Ульяновской области должно основываться на деятельности институтов гражданского обществ и конструктивного диалога с ними государственной власти. Региональные и местные органы власти обязаны установить эффективное взаимодействие с местными, региональными и общероссийскими общественными организациями.
Это предопределяет систему целей развития социальной сплочённости населения Ульяновской области, включающую в себя:
выстраивание перспективы целей и стратегий их достижения в социальной политике (борьба с бедностью – снижение социальной дифференциации – повышение качества жизни – обеспечение реализации прав), что чрезвычайно важно для понимания населением действий региональной и местной власти;
формирование условий для разделения ответственности между государством, бизнесом и обществом за создание и распределение социальных благ и повышения ответственности за достигаемые социальные результаты;
расширение форм участия жителей Ульяновской области в формировании государственной политики на региональном и местном уровнях, общественном контроле и самоуправлении, конструктивной социальной активности, сетях взаимной поддержки, благотворительности;
преодоление «ведомственного» подхода к формулированию и разрешению проблемных ситуаций через развитие межведомственного, межмуниципального и межсекторного взаимодействия и социального партнёрства.
В реализации целей развития социальной сплочённости в Ульяновской области необходимо придерживаться следующих принципов:
принцип выравнивания социального обеспечения (поддержание стандартов качества социального обслуживания и гарантии получения полного спектра услуг независимо от места проживания их получателя на территории Ульяновской области);
принцип адаптивности политики в области труда и занятости (содействие гибкости трудовых ресурсов, стимулирование активности и содействие в переходные периоды жизни и деятельности людей, баланс между правами и обязанностями в сфере занятости);
принцип адаптивности политики в сфере социальной защиты (учёт демографического дисбаланса и семейных изменений; оптимизация системы страхования от безработицы, стимулирование активности населения и интеграции);
принцип адаптивности политики в сфере здравоохранения (изменение системы медицинского обеспечения в соответствии с демографическими характеристиками населения);
принцип доступности образования (содействие справедливости и равенству при доступе к образованию; содействие образованию и переподготовке на протяжении всей жизни; содействие образованию с целью повышения качества жизни и общества; патриотическое воспитание);
принцип доступности и безопасности жилья (подход к жилищной проблеме как фактору социальной сплочённости; обеспечение экологической безопасности жилья; повышение эффективности использования региональной и местной политики как инструмента формирования социальной сплочённости);
принцип разделения ответственности за создание и распределение социальных благ и за достигаемые социальные результаты между государством, бизнесом и обществом;
принцип поощрения конструктивной социальной активности и ответственного поведения граждан и их объединений.
3. Механизмы реализации основных положений и принципов развития социальной сплочённости в Ульяновской области
В основу механизма реализации основных положений и принципов развития социальной сплочённости в Ульяновской области заложен подход, предполагающий следующие действия:
анализ и устранение барьеров на пути расширения участия населения Ульяновской области в разработке и реализации социальной политики, общественном контроле и самоуправлении, развитии некоммерческого сектора, конструктивной социальной активности, благотворительности и добровольчества;
оценка уровня общественно-государственного партнёрства и корпоративной социальной ответственности, выработка и реализация предложений по их развитию;
системный анализ действующих механизмов оценки эффективности органов государственной власти и местного самоуправления по достижению социальных результатов и выработка предложений по включению в системы оценки эффективности хозяйствующих субъектов и самих граждан;
анализ уровня самопознания и самоидентификации общественности Ульяновской области и выработка предложений по активизации этих процессов.
Механизм реализации основных положений и принципов развития социальной сплочённости в Ульяновской области должен включать следующие направления:
1. Развитие конструктивной социальной активности, благотворительности, добровольчества.
Цель: повышение уровня доверия в обществе, развитие сетей взаимной поддержки и организаций общественной пользы (социальных НКО).
Задачи: увеличение вовлечённости населения Ульяновской области в добровольческую, благотворительную и иную социально полезную деятельность, упрощение процедур регистрации социальных НКО, оказание государственной поддержки эффективным социальным НКО, увеличение объёмов денежных пожертвований частных лиц и компаний Ульяновской области.
2. Развитие общественно-государственного партнёрства в решении социальных задач на территории Ульяновкой области.
2.1. Развитие механизмов участия некоммерческих организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (работ) и социальном предпринимательстве на территории Ульяновской области
Цель: повышение качества, разнообразия и эффективности предоставления услуг (работ) населению Ульяновской области за счёт бюджетных средств, а также социального предпринимательства.
Задачи: развитие конкуренции в секторе социальных услуг для населения, Развитие практики заказа государственных (муниципальных) услуг (работ) у негосударственных (немуниципальных) организаций.
2.2. Развитие механизмов участия некоммерческих организаций в выработке и реализации социальной политики Ульяновской области
Цель: расширение возможностей влияния граждан (через своих представителей) на принятие решений по обеспечению социальных прав населения Ульяновской области и их исполнение.
Задачи: создание условий, обеспечивающих обратную связь и её обязательность, подготовка рекомендаций, модельных регламентов и типовых решений (по структуре и содержанию сайтов органов власти для обеспечения стандартов доступности и обязательности предоставления информации; для систем общественных приёмных и советов при губернаторе и главах местных администраций; по организации конкурсов на финансирование НКО из бюджетных источников).
2.3. Устранение барьеров для задействования потенциала социальных инициатив традиционных религий и социально ориентированных НКО в решении наиболее острых социальных проблем
Цель: максимизация использования потенциала социальных инициатив традиционных религий и СО НКО для решения социальных задач на территории Ульяновской области.
Задачи: создание социальных центров поддержки семьи и центров кризисной беременности в городских округах и муниципальных районах совместно с приходами РПЦ и других традиционных конфессий, а также СО НКО; обеспечение их бюджетного финансирования; поддержка инициатив в социальной и культурной деятельности, предлагаемых в рамках кооперации конфессиональных и бизнес-организаций, в частности, обеспечение на конкурсной основе их бюджетного финансирования; учреждение областного Фонда поддержки многодетных семей с участием традиционных религий и СО НКО.
3. Совершенствование законодательных условий некоммерческой деятельности на территории Ульяновской области
Цель: приведение нормативно-правовой базы Ульяновской области в соответствие с лучшей практикой регулирования деятельности некоммерческих организаций и мерами по развитию институтов гражданского общества и совершенствованию социального обслуживания населения Ульяновской области (мера вспомогательная по отношению к 1 и 2).
Задачи: развитие экономических механизмов поддержки деятельности социально ориентированных НКО, благотворительности и добровольчества (налоговые меры, законодательство о пожертвованиях, бюджетное и др.); разработка и принятие законопроектов об общественном (гражданском) контроле в различных сферах и общественной экспертизе и внесение поправок в действующее законодательство; внедрение системы персональной ответственности государственных и муниципальных служащих за воспрепятствование общественному контролю и социально значимой деятельности; стимулирование НКО к оказанию социальных услуг за средства бюджетов регионов и муниципалитетов)
4. Развитие корпоративной социальной ответственности на территории Ульяновской области
Цель: увеличение доли ответственных компаний на территории Ульяновской области, ориентирующихся в своей деятельности не только на экономические, но и экологические и социальные приоритеты.
Задачи: с целью образования потребителей и стимулирования компаний Ульяновской области внедрение специального знак качества для продуктов/товаров, произведённых социально ответственным образом; регулярная публикация госкомпаниями и государственными и муниципальными учреждениями самодеклараций о соблюдении Стандарта социальной ответственности ГОСТ Р ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности»; создание просветительского ресурса, организация просветительских программ по корпоративной социальной ответственности (КСО) для бизнеса.
5. Содействие самооценке и самопознанию населения Ульяновской области.
Цель: признание российским обществом целей-принципов солидарности и социальной сплочённости
Задачи: предоставление населению Ульяновской области структурированной информации о вкладе государства, бизнеса и граждан в достижение социальных результатов, собираемой с участием самого гражданского общества; организации составления периодических открытых докладов (с обсуждением онлайн и оффлайн) по результатам мониторинга по темам:
состояние здоровья,
конкурентоспособность образования,
социальное партнерство,
защита социально уязвимых групп,
межнациональное согласие,
защита прав потребителей и пр.
Важнейшей составляющей политики, нацеленной на достижение солидарности и социальной сплочённости, является содействие самопознанию общества путём организации постоянного мониторинга процессов в этой сфере и состояния их прогресса. Система показателей для оценки уровня солидарности и социальной сплочённости в обществе представляет собой ядро этой политики. На эти показатели, как на желаемый результат и как на оценку процессов, должны быть ориентированы системы оценивания эффективности органов власти, предварительная экспертиза и последующая оценка региональных и муниципальных программ, обсуждение законопроектов.
При этом необходимо создать систему самооценки населения Ульяновской области в целом, а не только эффективности органов власти. Для этого в систему оценки необходимо включить показатели уровня участия гражданского общества, степени социальной ответственности местного самоуправления, бизнеса, семей и граждан.
В оценочном элементе механизма реализации социальной сплочённости в Ульяновской области предлагает использовать подход, разработанный Специальной рабочей группой высокого уровня по вопросам социальной сплочённости в XXI веке:
Компонент Показатель
Справедливость, экономическое благосостояние Мобильность (социальная/ географическая), неравномерность в распределении доходов, устойчивая бедность
Чувство собственного достоинства и признание многообразия Ощущение людьми направленной против них дискриминации
Участие в общественной жизни Участие граждан в демократических процессах
Чувство принадлежности Уровни уверенности (институциональный, уровень уверенности в будущем, другие)
Общая ответственность Охват и масштаб социального и гражданского диалога
Для оценки социальной сплочённости в муниципальных образованиях Ульяновской области предлагается использовать следующие направления оценки и показатели:
наличие источников средств к существованию (количество рабочих мест, уровень доходов, обеспеченность жильём, состояние здравоохранения и социального обеспечения, питание, образование, культура и досуг, доступность информации);
атмосфера и пространство для существования (знание и соблюдение социальных прав, управление местами общественного пользования, загрязнение окружающей среды, транспортная доступность, баланс безопасности и соблюдения прав);
качество управления (взаимоотношения институтов и граждан, чувство справедливости, институциональная поддержка и обеспечение, стабильность общественных институтов, консультации с общественностью при принятии решений, отсутствие дискриминации, партнёрство вместо патронажа);
качество человеческих взаимоотношений (уважение, солидарность, взаимопомощь, отсутствие социальной изоляции, эмпатия);
наличие баланс личного и общественного (качество семейной жизни, отсутствие стрессов, личностный рост, равные возможности, конфиденциальность, интеграция);
доминирующие чувства населения (доверие, страх, признание);
участие в общественной жизни (гражданственность, возможности для самоотдачи, взаимное обучение, ответственность, уважение к общественной собственности, забота о ближнем).
Для оценки промежуточных результатов реализации мер по развитию социальной сплочённости на территории Ульяновской области рекомендует раз в полгода проводить анализ следующих индикаторов:
Индикаторы промежуточных результатов (для области и местного самоуправления)
доля государственных (муниципальных) услуг (работ) в социальной сфере, оказываемых за счёт бюджетных средств негосударственными (немуниципальными) организациями (с отдельным учётом доли НКО и доли прочих организаций) - 10-15%;
доля услуг, работ, товаров в социальной сфере, предоставляемых за счёт бюджетных средств через механизм целевых потребительских субсидий (с отдельным учётом доли НКО и доли прочих организаций) - 10-15%;
доля бюджетного финансирования в совокупных доходах НКО (через механизмы госзаказа, госзадания, целевой потребительской субсидии, гранта (субсидии) и др.) - 15-20%
Индикаторы промежуточных результатов (для бизнеса и граждан)
годовой объем пожертвований физических и юридических лиц – свыше 200 млн. рублей.
Индикаторы промежуточных результатов (для граждан)
число регулярных жертвователей – 25% экономически активного населения Ульяновской области (сейчас по разным оценкам около 5-10%);
вовлечённость в добровольческую деятельность– 2% от общей занятости в человеко-часах (сегодня – порядка 0,2%);
охват людей, зависящих от посторонней помощи, социальным обслуживанием – 100%.
Индикаторы конечных результатов
место Ульяновской области в национальном рейтинге субъектов по уровню развития благотворительности – не ниже 5 места;
децильный коэффициент – не более 8;
удовлетворённость качеством жизни в Ульяновской области – выше 60% (сегодня – около 30%).
4. Этапы развития социальной сплочённости
Развитие социальной сплочённости в Ульяновской области планируется реализовывать в два этапа.
Первый этап – подготовительный с 2012 по 2015 годы. На подготовительном этапе планируется провести оценку региональных целевых программ с точки зрения соблюдения принципов социальной сплочённости. Особое внимание будет уделено программам в сферах социальной политики, молодёжной политики, поддержки предпринимательства. Планируется совершенствование нормативно-правовой базы, позволяющее упрочить позиции СО НКО в обществе, а также создать условия для формирования социальной ответственности бизнеса.
Второй этап – этап формирования и развития институционально среды способствующей развитию социальной сплочённости в Ульяновской области в период с 2015 по 2020 год. Активизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса, общественных организаций в развитии форм государственно-частного и муниципально-частного партнёрства в создании организаций, реализующих социальную политику в Ульяновской области на принципах социальной сплочённости. Актуализация системы патриотического воспитания детей и молодёжи с учётом принципов социальной сплочённости.
5. Ресурсы развития социальной сплочённости в Ульяновской области
Реализация основных положений Концепции не требует привлечения дополнительных средств из консолидированного бюджета Ульяновской области. Мероприятия реализуются за счёт средств соответствующих целевых программ по итогам их согласования с основными положениями Концепции.
С целью методического обеспечения реализации Концепции развития социальной сплочённости, Правительством Ульяновской области и Общественной Палатой Ульяновской области формируется Методический совет Концепции.
6. Заключение
Настоящая Концепция развития социальной сплочённости в Ульяновской области может быть использована при разработке и корректировке программ социально - экономического развития Ульяновской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, формировании заявок на участие в федеральных целевых и инвестиционных программах и проектах. |