23 декабря на заседании комитета по социальной политике, которое провел заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета Игорь Тихонов, депутаты рассмотрели поправки в законодательство, направленные на укрепление принципа адресности социальной политики.
В работе комитета приняли участие депутаты Галина Фёдорова, Лидия Жуковская-Латышева, председатель фракции «Единая Россия» Ростислав Эдварс, Алексей Куринный и председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества Василий Гвоздев.
Советник Губернатора Зинаида Кудинова представила депутатам проект комплексной областной программы «Забота» на 2015-2017 годы. Она отметила, что учитывая высокую социальную значимость проекта, мнение профильного комитета о концепции, положенной в основу программы, имеет существенное значение для ее дальнейшего обсуждения. Важнейшим принципом программы стала адресная поддержка населения, в первую очередь, ветеранов, инвалидов и граждан пожилого возраста, семьи, материнства и детства, содействие занятости социально незащищенных слоев.
Обновленная программа будет носить межведомственный характер: решать проблемы людей теперь планируется комплексно, не ограничиваясь исключительно функциями соцзащиты. Кроме того, будут синхронизированы меры социальной поддержки как на региональном, так и на муниципальном уровне.
Главная задача программы – создать действенные механизмы помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для решения серьезных проблем людям зачастую необходимы значительные средства, однако в настоящее время действенных инструментов для предоставления финансовой помощи мало. Программа позволит перераспределять средства в случае необходимости.
Проектом изменений в закон «О звании «Ветеран труда Ульяновской области» предлагается ввести новый принцип начисления единовременной денежной выплаты (далее ЕДВ) для данной категории. Сегодня ЕДВ составляет 713 рублей и выплачивается 94 тысячам получателей независимо от уровня дохода. Разработчики законопроекта предложили выплачивать ЕДВ ветеранам труда Ульяновской области, доход которых не превышает полутора прожиточных минимумов, или 9315 рублей. Стоит отметить, что под доходом в данном случае подразумеваются пенсии и иные социальные выплаты от государства, зарплата работающих пенсионеров в расчет дохода при назначении ЕДВ входить не будет.
Депутаты комитета согласились, что ЕДВ должно назначаться с учетом материального положения получателя льготы, однако предложили увеличить пороговое значение для определения нуждаемости, поскольку говорить о том, что девяти тысяч рублей достаточно для достойной жизни, не приходится.
По мнению Алексея Куринного, необходимо отталкиваться от среднего душевого дохода по региону. Игорь Тихонов предложил увеличить пороговое значение определения нуждаемости до двух прожиточных минимумов – 12 тысяч 420 рублей. Во-первых, сумма прожиточного минимума закреплена законодательно (в Ульяновской области на 2015 год прожиточный минимум пенсионера установлен в размере 6210 рублей). Во-вторых, она определяется, исходя из расходов, и ежегодно индексируется в сторону увеличения, тогда как среднедушевой доход по региону – статистически выведенный показатель, который может уменьшаться, что вполне вероятно в существующих социально-экономических условиях. С аргументами заместителя Председателя Законодательного Собрания согласилось большинство депутатов комитета.
По итогам обсуждения было решено подготовить два варианта поправок к предложенной редакции – Игоря Тихонова и Алексея Куринного. Оба будут внесены на заседание Законодательного Собрания, какая именно примет силу закона, предстоит решить всем депутатам областного парламента 25 декабря.
Проект изменений в закон «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» подвел черту под широкой общественной дискуссией об эффективности использования именного капитала «Семья». Как пояснила заместитель министра здравоохранения и социального развития Екатерина Сморода, за последние полгода этому вопросу было посвящено более 130 встреч с представителями общественности.
В итоговой редакции законопроекта расширен перечень вариантов расходования. К ним добавлены услуги по страхованию жилого помещения, жизни и здоровья. Кроме того, на средства капитала родители могут оплатить отдых и оздоровление ребенка.
Также в закон вводится понятие социального демографического контракта – соглашения между получателями сертификата и органами власти по целевому использованию средств.
- Сегодня социальная политика меняет курс от обезличенной поддержки к помощи конкретным семьям и людям - тем, кто готов прилагать собственные усилия для собственного благополучия, опираясь на поддержку государства. Крайне важно усилить взаимную ответственность за воспитание детей и государства, и родителей, - подчеркнул Игорь Тихонов.
Дополнительной гарантией эффективности данной меры социальной поддержки станет новая форма предоставления компенсации расходов, уже понесенных получателем. Это важное изменение необходимо для того, чтобы исключить случаи злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, которые используют помощь государства исключительно ради собственной выгоды, игнорируя интересы детей. |