1. Социальное обслуживание населения
Принят подготовленный Минтрудом России федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Федеральный закон содержит нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг. Кроме государственного сектора, в сферу соцобслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства.
По ранее действовавшему законодательству граждане, имеющие денежный доход ниже прожиточного минимума, имеют право на бесплатное получение социальных услуг. Федеральным законом об основах соцобслуживания населения предполагается, что порог отсечения будет на уровне полутора прожиточных минимумов. Это увеличит количество людей, имеющих право на получение бесплатной социальной помощи, в том числе инвалидов, семей, в которых есть ребенок-инвалид, людей без определенного места жительства.
Законом предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Он предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы, с помощью которой человек сможет преодолеть тяжелую жизненную ситуацию.
Кроме того, планируется создание реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг. Это позволит наладить более тесное взаимодействие между различными территориями. Также предусмотрено формирование единых минимальных социальных стандартов социальной помощи по всей стране и примерного перечня социальных услуг. Они будут утверждаться Правительством России и могут быть уточнены на уровне региона.
2.Социальный контракт
Начиная с 2013 года, регионы реализуют технологию социального контракта. Он заключается с малоимущими семьями, которые хотят предпринять активные действия по преодолению бедности. Им оказывается содействие в трудоустройстве, профессиональном обучении, развитии личного подсобного хозяйства, осуществлении индивидуальной трудовой деятельности и др.
При этом наиболее распространенным видом оказания государственной социальной помощи является предоставление единовременных целевых денежных выплат на развитие личного подсобного хозяйства, а также на занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
Таким гражданам предоставляется более весомая материальная поддержка, чем традиционная государственная социальная помощь без социального контракта.
В 2013 году, по предварительной оценке, в регионах заключено около 17 тысяч социальных контрактов. Размер материальной помощи по соцконтракту в среднем составляет от 30 до 50 тысяч рублей.
3. Социальная поддержка граждан, удостоенных звания Героя Труда России
Принят подготовленный Минтрудом России федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №397-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он был разработан в целях исполнения пункта 5 Указа Президента России «Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации».
Законом устанавливается объем мер социальной поддержки Героям Труда России, аналогичный мерам поддержки, предусмотренным для Героев Социалистического Труда.
Так, размер дополнительного материального обеспечения Героев Социалистического труда составляет 415 процентов размера социальной пенсии и равен 15,3 тысячи рублей. Помимо этого, они имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере 35,2 тысячи рублей. Таким образом, ежемесячное материальное обеспечение Героев Труда будет достигать 50,5 тысячи рублей.
4. Конкурс организаторов образовательных программ для граждан пожилого возраста, учителей и учеников «Доступный интернет»
В 2013 году Минтрудом России при содействии Пенсионного фонда России и Союза пенсионеров России был проведен Конкурс организаторов образовательных программ для граждан пожилого возраста, учителей и учеников «Доступный интернет».
Для участия в конкурсе были поданы 173 заявки. В ближайшее время будут определены победители в номинациях: «Лучший учитель компьютерной грамотности»; «Лучший «электронный» ученик»; «Компьютер на связи поколений»; «Виртуальный клуб по интересам (путешествия, досуг, домоводство)»; «Лучший организатор образовательной программы для граждан пожилого возраста»; «Лучшая программа образовательного учреждения по ликвидации компьютерной неграмотности среди граждан пожилого возраста»; «Приз зрительских симпатий».
5. Ежемесячная денежная выплата на третьего и последующих детей
Начиная с 1 января 2013 года, в 65 регионах введена новая мера поддержки семей с детьми - ежемесячная денежная выплата на третьего и последующих детей. Ее размер установлен на уровне регионального прожиточного минимума ребенка и в среднем по стране в 2013 году составил около 7 тысяч рублей.
В отношении 50 регионов, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и суммарный коэффициент рождаемости ниже среднего по стране, осуществляется софинансирование расходов из федерального бюджета. На эти цели в 2013 году выделено около 3 млрд рублей, в 2014 году запланировано 10,1 млрд рублей, в 2015 и 2016 годах - по 15,8 млрд. рублей.
По оценке регионов, за одиннадцать месяцев 2013 года родилось 112 570 третьих и последующих детей. Из них ежемесячная денежная выплата назначена 75 270 детям, что составляет 66,9% от численности рожденных третьих и последующих детей.
6. Индексация пособий семьям с детьми
С 1 января 2014 года будут проиндексированы все виды пособий семьям с детьми, в том числе единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. С учетом уровня инфляции их размер увеличится на 5%.
С 1 января 2014 года размер единовременного пособия при рождении ребенка увеличится до 13,7 тысячи рублей. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, будет равен 2,6 тысячи рублей - по уходу за первым ребенком, 5,2 тысячи рублей – по уходу за вторым и последующими детьми.
Также с 1 января 2014 года будут увеличены пособия, которые выплачиваются в рамках социального страхования. Максимально возможная сумма пособия по беременности и родам, которое выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка работающей женщины, составит в 2014 году 44,9 тысячи рублей за полный календарный месяц. Это пособие выплачивается работающим женщинам суммарно за 70 дней до и 70 дней после рождения ребенка.
Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, выплачиваемого в размере 40% от среднего заработка застрахованного лица, увеличится до 18 тысяч рублей.
С 1 января 2014 года размер материнского капитала с учетом индексации составит 429,4 тысячи рублей.
7. Защита материнского капитала от мошеннических схем
В целях исключения мошеннических схем с маткапиталом был принят Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Закон устанавливает ограниченный перечень видов организаций, на исполнение обязательств по договору с которыми могут быть направлены средства материнского капитала: это кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы.
Деятельность таких организаций регулируется специальным законодательством и подпадает под государственный контроль. При этом в отношении кредитных потребительских кооперативов, деятельность которых регулируется законом «О кредитной кооперации», предусмотрена система двойного контроля.
Закон также устанавливает возможность направления средств маткапитала на погашение займов, предоставленных и иными организациями, исполнение обязательств по договорам с которыми обеспечено ипотекой. |