Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как
самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий как фактор
девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие — комплекс причин
различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции
семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному
поведению.
Истинной
причиной неблагополучного детства является критическое положение российской
семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как
неспособных обеспечить детям надлежащее воспитание и содержание, очень велико.
Причины
весьма разнообразные, вызывающие семейное неблагополучие, но они взаимосвязаны
и взаимозависимы.
Во-первых, кризисные явления в
социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и
снижают ее воспитательный потенциал. Во-вторых, причины
психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и
воспитанием детей в семье. В-третьих, биологического характера (физически или
психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье
детей с недостатками развития или детей-инвалидов).
Среди объективных социально-экономических причин
наиболее важны падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей,
сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня
социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического
развития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с
трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие
многих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальных
групп в микросреде.
Усугубляют
семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между
родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение. Гиперопека, когда
ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от
окружающей жизни, также имеет за собой негативные последствия в будущей жизни
ребенка. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая
характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним,
несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует
ребенка. Непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей,
и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям
детей также усугубляют психологическое состояние ребенка. Негибкость родителей
в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в
заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в
решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к
ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком
или наоборот) также нередкая ошибка родителей в воспитании. Аффективность —
избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по
отношению к детям создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего
возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый
характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их
прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же
беспокойством. Авторитарность воспитания — стремление подчинить ребенка своей
воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и
готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению
самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая
физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка не позволяют
проявить самостоятельности, что замедляет социализацию. А также
гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной
(пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка,
предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального
контакта, отзывчивости и чуткости. Вот такие просчеты в воспитании чаще
встречаются в семьях социального риска.
С
каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей.
Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим
сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В
сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях,
находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень
невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.
Нарушение
психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из
семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и
влияет на криминализацию подростковой среды.
Понятно,
что будущее таких ребят во многом зависит от того, куда и к кому они попадут. В
большинстве случаев их надо тащить, то есть помогать с выбором профессии,
жильем, обустройством в жизни. Если их предоставить самим себе, то многих, безусловно,
ждет довольно сложное будущее. Слишком они неустойчивые. Слишком большой и
важный период в своей жизни они потеряли. Им трудно быть как все, а тут еще и
общество давит на них с удвоенной силой.
Жизнь детей в таких
семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности
родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится
под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях). |