Во второй класс дети приходят уже «бывалыми»
школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым
обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь
маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе. В это время
происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый
взрослыми, уже начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть
развивает познавательную рефлексию.
Младший
школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более
развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с
тем более целостной. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для
ребенка равнозначно тому, чтобы быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых
детей появляется тенденция к снижению самооценки. Например, ребенок думает о
себе так: «Я нехороший, потому что плохо пишу или читаю». Эта тенденция может
закрепиться, если ребенок считает, будто родителей очень огорчают его неудачи.
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности
школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество
результатов своей учебной деятельности. Однако, возможности детей в оценивании
результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в
себе, снижение самооценки. Следует иметь ввиду, что у некоторых детей возможно
снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет приобретения
навыков действовать по образцу.
В это время активно развивается воля ребенка.
Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других
людей. Начинают формироваться произвольные внимание и память. Но для длительной
концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые
сигналы, игровые ситуации). Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от
его темперамента. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной
четверти, после длительных заболеваний.
Учитель продолжает оставаться самой значимой
фигурой. Но возникает более личностное отношение к нему, стремление к общению
на переменах, прогулках. Появляется способность дифференцировать личностные
качества сверстников. У некоторых детей может наблюдаться сильное стремление к
лидерству, начинается соперничество между ребятами. Постепенно развивается
способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться,
уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но это дается им
пока еще трудно. Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, оценивать
отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.
помощь поможет человеку изменить некоторые представления о жизни и себе самом,
посмотреть на происходящие события с другой точки зрения и открыть новые
способы взаимодействия с окружающим миром, научит самостоятельно решать
возникшие проблемы. |