1.
Если ребенок занят своим делом, то не нужно ему мешать
Часто
слышу от мам, что у них совсем нет свободного времени. Начинаю расспрашивать о
том, чем занимается ребенок и слышу что-то вроде: «Вот сидит в песочнице и
возит веревку, ну ерунда же. Я сажусь с ним делать куличики». А вот и не
ерунда. Ребенок в этот момент рассматривает след на песке, оставляемый
веревкой. Это для него почти как изучение логарифмов – очень глубокое
исследование. И не стоит его прерывать – он занят. Вот для вас и свободное
время.
2.
Помощь – это когда просят, а не «дай я сделаю вместо тебя»
Представьте
себе годовалого ребенка, который старательно насаживает на палку кольцо
пирамидки. Пыхтит, старается, но получается у него не очень. Мама не
выдерживает и насаживает кольцо вместо ребенка. Что делает ребенок? Откладывает
пирамидку в сторону и больше играть в нее не хочет. Потому что не интересно.
Вот представьте, вы флиртуете с мужчиной, все так волнительно, а он сразу
предлагает вам поехать к нему домой. Ведь не интересно же. Так и ребенку –
важен процесс, а не результат.
3.
Суть игры в том, что правила могут быть любые, а не такие как надо
Например,
общеизвестная игра в прятки. Один закрывает глаза, другой прячется и его ищет
первый. И вдруг ребенок предлагает сделать все по другому – давай оба закроем
глаза и будем друг друга искать. Вот он креатив, фантазия, инициатива. Но очень
часто ребенок слышит в ответ: «так в прятки не играют». Меня всегда удивляет
эта фраза – а почему? Почему нельзя поиграть так? Ну, назовите эту игру как-то
по-другому, если это так принципиально – вот еще один повод покреативить. Но
играть-то можно по- всякому. А вдруг эта придуманная вашим ребенком игра
окажется интереснее банальных пряток.
4.
Если ребенок просит у вас какой-то предмет, поинтересуйтесь, что он планирует с
этим делать
«Мама,
дай мне твои бусы». Первый порыв – сказать ребенку, что бусы это не игрушка.
Попробуйте остановить этот порыв и поинтересоваться у ребенка, что собственно
он с этими бусами собирается делать. «Я хочу возить машинку и мне нужно к ней
что-то привязать». Отлично, подбираете вместе с ребенком подходящую веревку, и
ребенок радостно играет в свою машинку. А представляете какой конфликт можно
было бы раздуть – не дам бусы, дай бусы, да как ты себя ведешь, прекрати
истерику…
5.
Дети обычно хотят не очень многого, просто стоит их послушать
Вы
наверняка сталкивались с такой ситуацией: две подруги идут разговаривают, рядом
бежит ребенок и ноет «мам, ну мам, ну мам». Раздражает, правда? Причем всех
участников ситуации. Предлагаю попробовать отреагировать сразу на первое же
мам. Может оказаться, что он в туалет хочет или попить. Что-то очень простое,
что можно тут же исполнить и не доводить это жуткое нудение до того, что
ребенок начинает реветь, а мама на него ругаться. Даже если ребенок хочет
просто показать вам вот ту красивую птицу, то поверьте для него это очень важно
сейчас. Он покажет, а вы после этого сможете спокойно поговорить.
6.
Обговаривание с ребенком дальнейших планов существенно облегчает жизнь
Итак,
заветный выходной. Папа мечтает посмотреть футбол, мама пообщаться с подругой,
а ребенок – сходить в зоопарк. Если не договориться с утра о планах, то
конфликт к вечеру обеспечен. Поэтому за завтраком мама говорит ребенку:
«сегодня
с утра мы поедем в зоопарк,
потом
ты поспишь (с тобой посидит папа, а я пообщаюсь с подругой),
а
после сна мы пойдем с тобой играть во двор (а папа будет смотреть футбол)».
В
скобках – это слова для папы. И ребенку все понятно. Его желание удовлетворили,
план ясен и он спокойно согласен доесть эту нелюбимую кашу – ведь потом он
поедет в зоопарк.
7.
Стоит переживать вместе с ребенком, а не за него
Наверняка слышали от
своих знакомых такие слова: «мой ребенок так расстраивается, когда я ухожу, я
так переживаю за него, что убегаю тайком». К сожалению, такая мама
заблуждается. Она переживает не за ребенка, а за себя. Не в состоянии
справиться со своими чувствами от расстройства, она создаёт ситуацию в которой
чувства не возникнут. |