Традиционно
главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность
семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в
течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней
закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформировался как личность.
Семья
может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что
никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки,
дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не
заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не
может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может
сделать семья.
Семья
– это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и
важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети;
честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к
появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя
по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип
поведения у своих детей и т.д.
В
связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать
так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные
влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить
внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное
значение.
Главное
в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной
связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс
воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего
ребенка наедине самим с собой.
Именно
в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и
учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы
учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у
взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его
мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не
замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Каждый
из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или
идеалов. И очень трудно отступает от них. |