Одной из наиболее
важных задач социального государства является оказание помощи семье в
содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных формах:
- денежные выплаты (пособия);
- услуги (медицинское обслуживание, содержание
и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и
пр.);
- льготы (на приобретение лекарств, питание в
дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.).
Предоставление пособий регламентируется:
Федеральным законом 19.05.1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 23 декабря 2009 г. N 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и
выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». Указанными
нормативными актами установлены следующие виды государственных пособий:
- единовременные пособия (женщинам, вставшим
на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении
ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене
военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячные пособия (на период отпуска по
уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка
военнослужащего, проходящего военную службу по призыву)
Из приведенного перечня следует, что, несмотря
на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от
друга по целевому назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку
исчисления и размерам. По целевому
назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу
за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное
возмещение утраченного заработка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на
учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать
женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться
к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на
воспитание в семью предназначены для оказания помощи семье в содержании и
воспитании детей. С 2007 г. особой поддержкой пользуются семьи военнослужащих
по призыву в период выполнения мужьями своего конституционного долга.
Источник финансирования названных пособий
зависит от трудового статуса получателя: лица, работающие по трудовому
договору, индивидуальные предпринимателя, адвокаты и нотариусы при добровольной
уплате взносов получают их из средств социального страхования; занятые иными
видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие – из бюджетов
различных уровней.
Выплата пособий
женам военнослужащих по призыву осуществляется органами власти субъектов РФ за
счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от
22.08.2004 г. № 122 правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка
до 16 лет (учащихся – до 18 лет), предоставляемое в зависимости от
среднедушевого дохода семьи, передано на уровень субъектов РФ.
Получателями
пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с
ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые
женщины.
Право на указанные пособия имеют граждане РФ,
военнослужащие по контракту и по призыву, иностранные граждане и лица без
гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории РФ.
Государственные пособия на детей не
назначаются:
- гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам
без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
- гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам
без гражданства, лишенным родительских прав;
- гражданам РФ, выехавшим на постоянное место
жительства за пределы РФ.
С 01.01.2008 г. один раз в год производится
индексация пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного
федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. В
случае переплаты по вине получателя (предоставление заведомо неверных сведений,
сокрытие данных и др.) или счетной ошибки органы, осуществляющие назначение и
выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При
прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя
в судебном порядке.
Правовое регулирование отношений по социальной
поддержке семей находится в совместном ведении, поэтому органы государственной
власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет
средств бюджетов субъектов РФ.
Решение о назначении любого из указанных
пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи
заявления со всеми необходимыми документами. |