Совершенствование практики предоставления дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, предусмотренных законодательством Ульяновской области.
Начиная с 2005 года, Правительством Ульяновской области выстраивается активная политика, направленная на усиление государственной поддержки семьи, материнства и детства. Областное законодательство за этот период времени претерпело значительные изменения, позволившие существенно усилить государственную поддержку семьи, увеличены размеры основных выплат на детей, введены дополнительные выплаты и иные меры социальной поддержки. Наиболее существенным элементом проводимой политики стало принятие в 2008 году Закона Ульяновской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», которым предусматривалось предоставление именного капитала «Семья» при рождении третьего и последующих детей женщинам в возрасте до 35 лет, в размере 100 тысяч рублей. Распорядиться средствами капитала «Семья» можно было при достижении ребёнком полутора лет по двум направлениям: на улучшение жилищных условий путём приобретения или строительства жилья; на получение образования ребёнком (детьми). Обобщив и проанализировав предложения граждан, с целью дальнейшего увеличения рождаемости в 2010 году было принято решение о поддержке семей, которые решились на рождение второго ребёнка, и о снятии возрастного ограничения (35 лет) для получателей капитала. Кроме того, введён дифференцированный размер капитала в зависимости от количества детей, рождённых матерью: на второго ребёнка – 50000 рублей; на третьего ребёнка – 100000 рублей; на четвёртого ребёнка – 150000 рублей; на пятого ребёнка – 200000 рублей; на шестого ребёнка – 250000 рублей; на седьмого ребёнка и каждого последующего ребёнка – 700000 рублей. Также были расширены направления, по которым можно использовать средства именного капитала «Семья», а именно: - улучшение жилищных условий можно теперь осуществить не только путём приобретения или строительства жилья, но и путем проведения в нём текущего и капитального ремонта, а также его реконструкции, осуществляемой своими силами; - получение образования ребенком (детьми); - оплата медицинских услуг, предоставляемых детям. Введение такой меры поддержки имело очень широкий общественный резонанс. Жители области, общественные организации очень позитивно оценили появление регионального семейного капитала. Появилось множество комментариев в СМИ, в интернет-пространстве, обращений в Правительство области. Проект Закона получил высокую оценку Общественной Палаты Ульяновской области и Уполномоченного по правам человека Ульяновской области как своевременный и имеющий большое социальное значение. Эта поддержка действительно стала существенной, особенно для молодых семей. Региональный капитал «Семья» позволяет комплексно решать вопрос улучшения жилищных условий семей Ульяновской области, используя его совместно с материнским (семейным) капиталом для приобретения, строительства жилья, или для его ремонта. Кроме того, капитал «Семья» выплачивается матери при рождении каждого следующего ребёнка с увеличением размера поддержки, что позволяет поступательно с ростом семьи улучшать и её жилищные условия.
В настоящее время Министерством труда и социального развития Ульяновской области в целях усиления мер социальной поддержки семей, имеющих детей и стимулирования рождаемости, а также в целях совершенствование действующего законодательства при предоставлении и реализации права на данную меру социальной поддержки, разработан проект закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей». Проект Закона предусматривает следующие изменения: 1. Конкретизацию категории граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки. В связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации понятия «постоянно проживающий», и, соответственно, невозможностью объективно определить критерии и сроки, характеризующие данный термин, проектом предлагается предоставлять данную меру социальной поддержки гражданам, постоянно проживающих на территории Ульяновской области не менее 1 года непосредственно перед рождением (усыновлением) ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки; 2. Возможность направления средств именного капитала «Семья» на погашение ипотечного кредита с момента выдачи государственного сертификата; 3. Введение нового направления распоряжения средствами – приобретение предметов длительного пользования (легкового автомобиля, мебели, бытовой техники). 4. Кроме того, в целях укрепления института семьи, направления средств именного капитала «Семья» на улучшение качества жизни семей, имеющих детей, а также предотвращения социального неблагополучия, предполагается ограничить право владельца сертификата в распоряжении средствами именного капитала «Семья» в случае ограничения в родительских правах, отобрания всех детей, очередность рождения (усыновления) которых была учтена при возникновении права на дополнительные меры социальной поддержки. Положения Закона, связанные с дополнительным финансированием, предполагается ввести с 01 января 2016 года.
С начала реализации Закона (с 1 июля 2008 года) в Ульяновской области было выдано 7468 государственных сертификатов на именной капитал «Семья», в том числе: в 2008 году – 175 сертификата; в 2009 году – 706 сертификатов; в 2010 году – 663 сертификата; в 2011 году – 2562 сертификата; в 2012 году – 3362 сертификата. С 1 января 2010 года началась реализация государственных сертификатов. Если в 2010 году реализовано 25 государственных сертификатов, в 2011 году 254 (95% всех реализованных сертификатов в 2011 году направлены на улучшение жилищных условий) на общую сумму 20935,3 тыс. руб. В 2012 году по состоянию на 01.09.2012 уже реализовано 532 государственных сертификатов на именной капитал «Семья» на общую сумму 39503,66997 тыс. руб., в том числе по направлениям средств: улучшение жилищных условий – 529 государственных сертификата, в том числе: - приобретение жилого помещения – 130 сертификата; - строительство – 35 сертификатов; - погашение кредита (займа) на приобретение (строительство) жилого помещения – 127 сертификатов; - проведение капитального (текущего) ремонта жилого помещения – 237 сертификата. получение образования – 2 сертификата; получение платных медицинских услуг – 1 сертификат. Таким образом, по состоянию на 01.09.2012 реализовано 811 государственных сертификатов на именной капитал «Семья».
Однако, в ходе реализации Закона выявлен ряд проблем, аналогичных проблемам, связанных с реализацией семейного капитала, в части направления средств капитала на улучшение жилищных условий: приобретение жилья, находящегося в аварийном, не пригодном для проживания состоянии); приобретение микродолей жилого помещения; приобретения жилого помещения по изначально завышенной цене; неисполнение обязательств по оформлению приобретенного жилого помещения в собственность всех членов семьи. При приёме заявлений и установленного пакета документов на выдачу государственных сертификатов на именной капитал «Семья» и его реализацию, специалисты Министерства труда и социального развития Ульяновской области осуществляют только правовую оценку представленных документов. В настоящее время, действующее законодательство не предоставляет каких-либо иных полномочий по проверке содержания и основания выдачи документов компетентными органами. Министерство труда и социального развития Ульяновской области считает целесообразным создание межведомственной рабочей группы по обсуждению проблемных вопросов, возникающих в ходе реализации материнского (семейного) капитала и именного капитала «Семья», и разработке мер по усилению контроля за соблюдением действующего законодательства. |