Карту ИПР
можно разделить на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных
сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя
следующие сведения:
- об
образовательном уровне (общем и профессиональном);
- о
профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту
освидетельствования
работе (если таковая есть или была);
- о
социально-бытовом, социально-экономическом и социально - средовом статусе;
- о
социально – средовых условиях и источниках дохода.
В этом же
разделе даётся оценка реабилитационного потенциала и реабилитационный прогноз,
а также приводятся показания к проведению реабилитационных мероприятий.
На
основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется
реабилитационная программа.
Карта ИПР
состоит из четырех реабилитационных программ:
1. программы
медицинской реабилитации;
2. программы социальной реабилитации;
3. программы профессиональной
реабилитации;
4. психолого-педагогическая реабилитация.
Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или
компенсации
утраченных, или нарушенных функций человека до социально значимого уровня.
Процесс
реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи.
Медицинская
реабилитация включает в себя:
1. Восстановительную терапию:
·
механотерапия
·
физиотерапия
·
кинезотерапия
·
массаж
·
иглорефлексотерапия
·
грязе
и бальнеотерапия
·
традиционной
терапии
·
трудотерапии
·
предоставление
логопедической помощи и др.
2. Реконструктивную хирургию:
методики
косметологии, органо-защищающей и органовосстановливающей хирургии.
3. Протезирование и ортезирование включающие предоставление протезов,
ортопедических
и других вспомогательных средств, включая необходимую подгонку, ремонт и
замену, а также обучение обращению с ними.
4. Обеспечение техническими средствами медицинской
реабилитации:
·
мочеприёмники
·
калоприёмники
·
слуховые
аппараты
·
предоставление
информационных услуг по вопросам медицинской реабилитации
5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов осуществляется органами социальной защиты
населения; инвалидов, нуждающихся в лечении в специализированных
противотуберкулезных санаториях – органами здравоохранения; работающих
инвалидов – по месту работы из средств Фонда социального страхования.
В
раздел социальная реабилитация может
быть включено:
1. Необходимость адаптации жилья к инвалиду:
·
перемена
места жительства (этажа, здания)
·
специальное
оборудование (приспособление) подъезда, лестниц, лифта
·
изменение
планировки жилья
·
расширение
дверных проёмов в квартире, подъезде
·
специальные
приспособления для пользования санузлом, кухней, мебелью, бытовыми приборами
·
перепланировка
и установка специальных выключателей, розеток, регуляторов,
·
таймеров,
сигнализирующих устройств, другого оборудования
·
специальные
замки, защелки, фиксаторы форточек, дверей, штор, балконные
·
приспособления
·
обеспечение
экстренной связи со станцией «Скорой помощи», диспетчером ДЕЗ, милицией, лечебным
учреждением, родственниками.
2. Необходимость в бытовых приспособлениях для
самообслуживания:
·
при
выполнении процедур личной гигиены
·
приспособления
в одежде и обуви для самостоятельного облачения
·
при
приготовлении и употреблении пищи
·
при
уборке помещения, мойке посуды, стирке белья
3. Потребность в технических средствах
реабилитации:
·
личные
средства для передвижения (трости, костыли, коляски, автотранспорт и т. д.)
·
технические
средства и приспособления для самообслуживания
·
технические
средства и приспособления для приготовления пищи
·
технические
средства для обучения и трудовых занятий (специальная мебель,
·
манипуляторы,
приборы, оборудование)
4. Обучение инвалида «жизни с инвалидностью»:
·
навыки
самообслуживания
·
навыки
передвижения
·
навыки
ориентации в среде обитания
·
навыки
личной безопасности
·
навыки
общения, в т. ч. с помощью технических средств
·
умение
самостоятельно проводить меры по предупреждению развития своей болезни,
грамотно применять личные медицинские технические средства самоконтроля,
восстановление функций
·
помощь
в создании семьи, обучение семейным и супружеским отношениям
·
обучение
приготовлению пищи (в т. ч. индивидуальной диете)
·
обеспечение
информацией по жизненно важным вопросам
5. Обучение персональной сохранности:
·
правила
личной безопасности при пользовании бытовыми приборами и приспособлениями в
доме
·
правила
личной безопасности в среде (в дороге, на даче, в гостях)
·
правила
безопасности при необходимости пользоваться лекарственными, техническими
средствами
6.
Обучение социальным навыкам по ведению
хозяйства (составлению бюджета, распоряжение средствами, посещение торговых
точек, домов быта и ремонтных мастерских, парикмахерской и пр.) .
7. Обучение решению личных проблем:
·
половое
воспитание
·
контроль
рождаемости
·
построение
семьи
·
воспитание
детей
·
психологическая
коррекция семейно-бытовых отношений
8.
Обучение членов семьи, родственников,
знакомых, сотрудников по работе (по
месту работы инвалида) общению с
инвалидом, оказанию ему необходимой помощи.
9. Обучение социальному общению, помощь и
содействие в организации и
проведении активного досуга:
·
посещение
друзей, родственников, знакомых, зрелищных учреждений и мест отдыха, учреждений
культуры
·
занятия
доступными видами спорта
·
обеспечение
специальными устройствами для досуговых занятий (устройства для чтения, игровые
компьютеры, специальные развивающие игры и пр.)
10. Помощь в содействие и обеспечении необходимыми
протезно -
ортопедическими изделиями, протезированием и
ортезированием.
11.
Психологическая помощь, направленная на воспитание уверенности в своих
силах, целеустремлённости,
совершенствование положительных качеств, жизненного оптимизма.
12.
Психотерапевтическая
помощь, направленная на коррекцию
отношений
субъекта.
13.
Профинформация, профориентация с
учётом результатов реабилитации.
14. Консультации.
15.
Содействие в получении необходимой
медицинской реабилитации
(восстановительная терапия,
восстановительная хирургия, санаторное лечение, технические средства
медицинской реабилитации).
16.
Содействие в получении дополнительного
образования, новой профессии,
трациональном трудоустройстве.
Профессиональная
реабилитация инвалида это процесс и система
восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.
Программа
профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:
1. профессиональную ориентацию
2. психологическую коррекцию
3. обучение или переобучение
4. создание специального рабочего места инвалида
5. профессионально – производственную адаптацию
Психолого-педагогическая
реабилитация (заполняется на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет),
в который должны войти рекомендации по дошкольному, основному, полному общему и
профессиональному образованию, по коррекционной работе.
Данный раздел включает в
себя следующие мероприятия и услуги:
1. Получение дошкольного
воспитания и обучения. Вносится запись о конкретном типе (виде) дошкольного
образовательного учреждения.
2. Получение общего
образования. Указывается уровень (начальное, среднее), тип образовательного
учреждения (обычное, общеобразовательное, специальная группа
обычного
общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное)
общеобразовательное) и формы обучения.
3. Психолого-педагогическая
коррекционная работа. Вносится запись о видах психолого-педагогической
коррекции (коррекция речевых недостатков, эмоционально-волевых нарушений и
др.).
4. Технические средства
реабилитации для обучения. Указывается перечень технических средств
реабилитации.
5. Социально-педагогический
патронаж семьи, имеющей ребенка-инвалида.
Любая
реабилитационная программа не ограничивается перечнем мероприятий. Она содержит
сведения об исполнителях каждого мероприятия, формах и объеме реабилитации,
сроках её выполнения и прогнозируемом результате. Также, в ней должны быть
отражены полученные результаты и причины невыполнения того или иного
мероприятия в установленные сроки. |